Минфин подготовил концепцию создания в стране системы массового страхования жилья
Документ направлен в правительство. Представители кабинета министров
планируют рассмотреть этот вопрос 15 ноября на совещании с участием
премьера Дмитрия Медведева. Документ разрабатывался по его поручению.
Как следует из законопроекта, этот вид страхования финансовое
ведомство предлагает развивать как добровольный, поскольку обязать
граждан страховать имущество не позволяет Конституция и Гражданский
кодекс (ГК) РФ.
Новая система, по мнению разработчиков, "повысит охват страхованием
жилья и сократит расходы бюджетных средств на ликвидацию последствий
пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий".
Стоимость полиса будут определять страховщики и региональные власти.
В законопроекте Минфина речь идет о "гарантированном возмещении
вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате чрезвычайной
ситуации федерального, межрегионального или регионального уровня".
Законопроект носит рамочный характер и предполагает, что конкретные
программы страхования и ряд существенных их положений будут определять
региональные власти.
"Конечно, всех интересует вопрос о стоимости такого страхования. Но
ее будут определять страховщики совместно с региональными властями в
зависимости от широты программы, которую разработает регион для себя.
В
ходе совещаний страховщики заверили регуляторов в том, что стоимость
такого полиса для страхователя будет минимальной", - пояснила
замруководителя департамента финансовой политики Минфина Вера
Балакирева.
В документе четко установлен принцип помощи государства: в случае
необходимости предоставления жилья взамен разрушенного будет
учитываться, было ли оно застраховано. Если недвижимость не была
застрахована - на правах собственности новое жилье предоставляться не
будет. В этом случае пострадавшие смогут получить его только на условиях
социального найма, то есть без права продажи, дарения, сдачи в наем. До сих пор в РФ такого инструмента масштабного экономического
понуждения к заключению договора добровольного страхования не
использовалось.
Минфин в законопроекте также предусмотрел право субъектов РФ
расширять набор рисков и софинансировать выплаты по ним. Например,
региональные власти по своему усмотрению в программы могут включать
"риски повреждения жилого помещения в результате аварий систем
отопления, водоснабжения, канализации, внутренних водостоков и других".
Если в региональных программах предусмотреть только риски природных
катаклизмов, то в спокойных регионах выплат по новому виду страхования
практически не будет из-за отсутствия угроз наводнения, рисков
землетрясения и других. "Тогда сборы в одних регионах будут работать на
выплаты в других", - отметил один из экспертов в области страхования
имущества.
При наступлении страхового события страхователь
(выгодоприобретателя), по замыслу Минфина, будет иметь право выбора, в
какой форме принять возмещение - в денежной или натуральной.
Согласно оценкам главного эксперта "Интерфакс-ЦЭА" Анжелы
Долгополовой, уровень проникновения в сегменте добровольного страхования
жилья не превышает сегодня 1-2% от потенциально возможного объема.
"Поручение премьера Дмитрия Медведева по разработке предложений о
массовом страховании жилья в России демонстрирует политическую волю к
изменению сложившегося положения вещей. Оно было дано после
катастрофических природных событий сначала в Крымске, а затем на Дальнем
Востоке.
В первом случае ущерб от стихии, по оценкам некоторых
экспертов, достиг 10 млрд рублей, а во втором - уже 25 млрд рублей, -
пояснила Долгополова. - Анализ данных о застрахованных рисках по этим
событиям показал, что охват добровольным страхованием жилья мизерный,
система бюджетных выплат существует отдельно и к тому же дестимулирует
жителей принимать решение по оформлению страховой защиты своего жилья".
|