На прошедшем на прошлой неделе
совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака обсуждался
ряд мер, направленных на борьбу с коммунальными долгами.
Что особенно
актуально в связи с решением не замораживать тарифы ЖКХ для населения в
2014 году. По итогам совещания одобрено ряд мер как об ужесточении
подходов к неплательщикам, так и о предоставлении бонусов тем, кто готов
осуществлять оплату вперед.
Вместе с тем введение радикальной меры от
Минрегионразвития, предложившего взыскивать за долги единственное жилье
должников, решено пока отложить.
На совещании, как рассказал один из
его участников, в целом получил одобрение представленный Минрегионом
законопроект, в рамках которого ведомство предлагает сделать
обязательным при регистрации сделок с недвижимостью предоставление
документа, подтверждающего отсутствие долгов за коммунальные услуги.
Предложение, видимо, связано стем, что нередко среди неплательщиков
числятся граждане, которые покупают недвижимость с инвестиционной целью,
а необходимые платежи за ее обслуживание не производят.
Другой законопроект
Минрегионразвития, отмечает еще один собеседник "Известий",
представленный еще весной этого года, не нашел поддержки. В нем речь шла
о возможности взыскивать за неплатежи единственное жилье граждан, если
долг превысит 5% его рыночной стоимости.
Правда, в Минрегионе утверждали, что
документ был разработан группой экспертов и само ведомство его не
поддерживает. Не поддержали его и в ходе обсуждения на совещании у
вице-премьера. Участники мероприятия сочли эту меру слишком жесткой и
постановили отложить этот вопрос.
Вместе с тем на совещани речь шла не
только об ужесточении, но также о введении мер, стимулирующих граждан
производить оплату вовремя. В связи с этим была поддержана идея
Экспертного совет при Комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.
Предложено дифференцировать тарифы на коммунальные услуги, предложив тем
потребителям, которые будут осуществлять оплату вперед, производить
расчеты по более низким расценкам. По информации "Известий", в целом
предложение уже поддержала Федеральная служба по тарифам.
- Речь идет о том, чтобы в сфере
коммунальных услуг установить принцип "кнута и пряника", - так
охарактеризовала новую политику государства в этом вопросе первый
зампред комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Елена Николаева. – С
одной стороны, сделать строже подходы к тем, кто задерживает
коммунальные платежи. С другой - предусмотреть некие бонусы для тех, кто
готов платить вперед.
Прежде всего, по словам депутата,
планируется предоставить такую возможность стимулирования потребителей
ресурсоснабжающим компаниям. Пока же в сфере комунальных услуг
действуют жесткие принципы ценообразования и единые тарифы, не
предполагающие дифференциации.
Как утверждают депутаты,
предлагаемые ими нововведения направлены на борьбу с коммунальными
долгами населения и организаций, объем которых продолжает расти. Так,
по данным Росстата, просроченный долг граждан и предприятий перед
поставщиками электроэнергии, газа и воды по по состоянию на 1 января
2013 года составил более 300 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с
аналогичиным периодом прошлого года на 20% (на 1 января 2012 года был
равен 255 млрд. рублей).
Согласно последним данным "Секвойя
Кредит Консолидейшн", задолженность физических лиц за услуги ЖКХ в
России на данный момент составляет более 152,1 млрд.рублей. По итогам
2013 года долг россиян за коммунальные услуги может достигнуть 160 млрд.
рублей. Елена Николаева считает, что такая тенденция связана с
существенным ростом размера платежей, что становится достаточно
серьезной нагрузкой на потребителя.
- В настоящее время уже практически исчерпан запас прочности для платежеспособных граждан, - говорит депутат.
Опрошенные "Известиями" сторонние
эксперты, указав, что в целом инициатива разумная, вместе с тем
подчеркнули, что в процессе ее реализации может возникнуть целый ряд
сложностей. Так, ведущий юрисконсульт Фонда "Институт экономики города"
Дмитрий Гордев напоминает, что сфера коммунальных услуг – регулируемый
сектор экономики.
- При формировании тарифов в них
закладываются все производственные затраты и норма рентабельности.
Поэтому не вполне понятно, за счет чего будут компенсироваться
пониженные тарифы, - указывает эксперт.
Директор института социальной
политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов
соглашается, что предложенный механизм успешно бы работал на рынке
свободного ценообразования, но не в условиях естественной монополии.
Тем более, как обращает внимание
Гордеев, пока случаи, когда граждане платят за коммунальные услуги
заранее, крайне редки. И чаще всего, по его словам, это происходит
накануне длительных поездок, хотя и в этой ситуации гражданам доступны
дистанционные способы оплаты.
Эксперты сходятся во мнении, что
успех идеи будет во многом зависеть от того, насколько привлекательным
будет предложенный бонус.
- Вместо того, чтобы производить
оплату за коммунальные услуги вперед, можно эти же средства, например,
разместить на депозите в банке и получить дополнительный доход. И здесь
работают элементарные законы арифметики: если предлагаемый бонус будет
выгоднее этого дохода, только тогда будет смысл им воспользоваться, -
считает Смирнов.
Замгендиректора по продажам и
маркетингу "Секвойи" Елена Терехова полагает, что реализация инициативы
вряд ли приведет к резкому снижению темпов роста задолженности.
- Основная причина заключается в том,
что в большинстве случаев "злостные" неплательщики - люди, которые
имеют небольшой доход и испытывают финансовые трудности. Они не
справляются со своей долговой нагрузкой, и для них заплатить за
несколько месяцев вперед просто нереально, - подчеркнула она, пишет
"АМИТЕЛ".
Однако, отмечает Терехова, данное
нововведение может быть полезно и востребовано у тех, кто регулярно в
срок и в полном объеме платит за услуги ЖКХ, а благодаря данной
возможности получает шанс сэкономить и снизить размер выплат.
|