Миллионам российских граждан
придется платить новый налог, только один — на имущество физических лиц.
Исчисление старых будет изменено ради расширения круга
налогоплательщиков, что должно увеличить доходы региональных бюджетов,
которые несут бремя исполнения президентских указов.
Правительство не намерено менять
структуру налоговой системы в 2014—2016 годах и вводить новые налоги
кроме уже внесенных в Думу. Но резервы для увеличения налоговых
поступлений Минфин нашел: повышение ставок, изменение правил исчисления и
уплаты некоторых налогов, совершенствование процедур их сбора. Об этом
говорится в «Основных направлениях налоговой политики на 2014 год и
плановый период 2015—2016 годов», которые ведомство в конце апреля
направило на обсуждение правительства, сообщил «Газете.Ru» источник,
близкий к Минфину.
Граждане, следите за своими налогами
С 2014 года регионы начнут
переходить на новую систему исчисления налога на имущество физических
лиц. Населению придется платить за квартиры, дома, дачи и землю больше —
налог будет высчитываться из кадастровой стоимости. Она в разы выше,
чем действующая инвентаризационная. В рамках этого налога будет введен
налог на роскошь. Квартиры и жилые дома стоимостью до 300 млн рублей
будут облагаться по ставке 0,1% (с вычетом 20 кв. м), а земля — 0,3%.
Если же каждый из таких объектов дороже 300 млн рублей, то ставки могут
варьироваться от 0,5% до 1%.
Почти все владельцы недвижимости
станут плательщиками налога на имущество. Миллионам простых граждан
придется ежегодно следить за кадастровой стоимостью своих квартир и дач,
а в случае ее завышения оценочными компаниями подавать в суд.
Бюджет соберет много малых налогов и
совсем немного больших. Понятие «роскошь» начинается с астрономических
сумм: даже в Москве найдется всего несколько сотен столь дорогих
квартир, чтобы стать «роскошью».
Минфин изменил подход к введению
налога на депозиты в банках. Ранее Антон Силуанов называл порог в 1 млн
рублей, до этой суммы депозит не будет облагаться налогом, но
впоследствии ведомство решило отказаться от этой инициативы.
Налогом на депозиты (35% от
прироста капитала) будет облагаться процентный доход по вкладам, у
которых ставка превысит установленный уровень. Сейчас это ставка
рефинансирования ЦБ + 5 процентных пунктов, то есть налогом должны
облагаться проценты по вкладам со ставкой выше 13,25% годовых. Такие
ставки в российских банках сегодня практически отсутствуют. Теперь,
полагают в Минфине, налог надо распространить на уровень сверх ставки ЦБ
+ 3 п. п., то есть налогооблагаемыми будут проценты по вкладам со
ставкой свыше 11,25%. Предложений по вкладам с такими ставками сейчас
множество в десятках банков. Снижение ставки рефинансирования ЦБ сразу
создаст десятки и сотни тысяч новых налогоплательщиков.
Аналогичная ситуация с валютными
вкладами. Уровень отсечения опускается с нынешних 9% (предложения
практически отсутствуют) до 6% годовых (десятки предложений на рынке).
Как правило, повышенные ставки
применяются не самыми крупными банками или же в период нехватки
ликвидности. Но вклады до 700 тыс. рублей застрахованы, и население
может безбоязненно вкладывать деньги даже в высокорисковые банки под
высокие проценты.
Банки предлагают самые большие ставки по крупным и долгосрочным депозитам, именно на них будет направлен налог на депозиты.
Еще один способ повышения доходов
бюджетной системы — увеличение акцизов на алкоголь, табак и бензин. Но
делаться это будет «с учетом реально складывающейся экономической
ситуации», отмечает источник. Акцизы на алкоголь должны остаться
неизменными 2 года и повыситься только в 2016 году: на крепкий алкоголь —
на 10%, на пиво и вина — на 5,4%. Ставки акциза на табак следует
повышать более резко, считают в Минфине. Замедлить темпы могут
договоренности со странами Таможенного союза.
Ориентир табачного акциза к 2020
году — 60 рублей за пачку сигарет наиболее продаваемого бренда (в
текущих ценах). Сейчас акциз составляет 30% от цены пачки, а будет вдвое
больше.
Акцизы на бензин должны повышаться в
том числе с учетом инфляции и необходимости пополнения дорожных фондов,
предупреждает Минфин. Ранее глава ведомства Антон Силуанов говорил, что
в ближайшие три года дорожные фонды могут недополучить более 100 млрд
рублей из-за опережающих темпов перехода на топливо более высоких
классов (на него действует льгота). Ведомство предложило постепенно
увеличивать акцизы на бензин 4-го и 5-го классов до уровня ставок для
более низких классов. Но Минэнерго уже высказалось против этой
инициативы. Минфин также не исключает обсуждения вопроса о постепенном
снижении экспортных пошлин с одновременным ростом НДПИ на нефть.
Не только с граждан
Введение налога на имущество Минфин
решил начать именно с частных лиц. Предприятия тоже будут платить этот
налог, но не ранее 2018 года.
Исходя из кадастровой стоимости,
должен исчисляться налог на заводы, офисы, другие нежилые сооружения, а
также линейные объекты, объясняет источник. К последним относятся
железные и автодороги, трубопроводы, ЛЭП, линии связи, искусственные
водные каналы.
С этого года правительство уже
начало повышать налоговую нагрузку на естественные монополии — сокращать
и отменять льготы на налогообложение железнодорожных путей общего
пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи и
постепенно увеличивать ставки. Модифицированный налог на имущество
организаций, как и на имущество физических лиц, должен стать
региональным.
Документ пока остается открытым. Минфин
будет к нему возвращаться неоднократно. Для того чтобы рассчитать
возможность снижения таможенных пошлин на нефть с повышением НДПИ, для
определения ставок акцизов на бензин и т. д.
Однако Минфин решительно отказался
от высказанной президентом «Роснефти» Сечиным идеи поискать объекты
налогообложения за пределами нефтяной отрасли — газ, никель, медь,
зерно, связь. «Мы не хотим «кошмарить» майнинг и телеком», — сказал
замминистра Сергей Шаталов. Но все же, как говорится в документе
Минфина, ведомство предлагает оценить целесообразность введения
специфических ставок НДПИ на твердые полезные ископаемые (кроме угля).
|