Керамическая плитка с давних пор украшает жилье человека. Она не боится жары, холода, света, прочна — и красива. Этот прекрасный облицовочный материал, популярный по сей день, строители, вероятно, еще долгие годы будут применять при отделке наружных стен зданий и внутренних помещений.
У керамической плитки, которой выложены кухни современных квартир, богатая история. Ее предшественниками были кафли (от немецкого Kachel), или изразцы, белые и цветные, гладкие и с узорами. Жители Западной Европы отделывали такими изразцами дома еще в VIIIв., а у нас этот материал известен со времен Киевской Руси. Особенно славны были кафли в XVI—XVIIIвв.; здания украшали изразцовыми карнизами, вставками, фризами, изразцами выкладывали печи и камины, а для большей красоты к плиткам прикрепляли разные фигурки.
Изразцы с рельефным орнаментом покрывали прозрачной зеленой глазурью («муравой»), а во второй половине XVIIв. — прозрачными эмалями. Гладкая, как бы остеклованная печь, отделанная изразцами, была не только красива, но и хорошо излучала тепло, а охлаждалась медленнее, нежели обычная. Теперь старинными кафлями можно полюбоваться лишь в музеях да в древних церквах. Красивые изразцы с орнаментами украшают памятники архитектуры на востоке нашей страны, например купол мавзолея Гур-Эмир или квадратную арку дворца на площади Регистан в Самарканде.
Как делали кафли
В старину глину для кафлей готовили заранее; она несколько лет вылеживалась в ямах, ее не раз мяли и очищали от примесей. Плитки делали в деревянных и глиняных формах. К отформованной детали примазывали рамку (румпу), которая на внутренней стороне образовывала коробку. В эту румпу при кладке кафлей набивали вяжущий раствор.
После формовки изразцы сушили. Наружный слой при подсыхании слегка коробился, и полупросохшую податливую поверхность подправляли деревянной колотушкой на чугунной плите или мраморной раме. Перед обжигом изразцы просушивали окончательно.
Затем плитки обжигали, а если нужны были цветные изразцы, заготовку покрывали блестящей поливой и обжигали еще раз. При этом цветная пленка спекалась с черепком. Для росписи изразцов брали цветные непрозрачные эмали, их закрепляли так же, как и глазурь — обжигом. Мастера следили, чтобы у глины и глазури были одинаковые огнеупорные свойства, иначе на поверхности плитки появлялись трещины.
Во второй половине XIX века стали изготовлять очень прочные, плотные плитки из дешевой глины — для отделки полов (керамическая плитка для пола). Такие плитки получали в основном прессованием полусухой глиняной массы. Эта технология была разработана в немецком городе Метлахе, поэтому плитки и получили название метлахских. В дореволюционной России печные и метлахские плитки делали всего лишь на нескольких заводах, в небольшом количестве. А так как спрос на них был велик, то изразцы плитки оптом приходилось покупать за границей. После революции старые предприятия реконструировали, были построены новые заводы. В пятидесятые годы отечественные предприятия выпускали 0,2 млн. м2 облицовочной керамической плитки, а в 1977 году — уже 27,3 млн. м2, но материал этот все еще дефицитен.
Плитка с узорами
Краски для плиток готовят из смеси жаростойких минеральных пигментов с легкоплавкими стеклами (надглазурные легкоплавкие краски) или из смеси пигментов с керамической массой и глазурями (подглазурные тугоплавкие краски): Белые облицовочные плитки получают из белой глины и каолина, кварцевого песка, талька, полевого шпата и минерала волластонита (силикат кальция).
Волластонит добавляют в керамическую массу, чтобы снизить температуру обжига. (Это очень важно для уменьшения деформации и растрескивания тонких плиток.) Но волластонит — дефицитный материал, поэтому часто взамен него добавляют различные отходы (доменные шлаки, шлаки фосфорного производства).
Цветную облицовочную керамическую плитку получают двумя способами: либо окрашивают керамическую массу перед формованием, либо наносят цветную глазурь на поверхность белого изразца. Рисунки на плитках делают эмалью или красками. У керамических красок есть важное преимущество перед органическими красителями. Они ярки и, самое главное, долговечны — старинные изразцы не потеряли своей красоты и по сей день.
|